Пермь, ул. Пермская (Кирова), 70. Офис 209
(342) 200-99-96
Сайт
Меню

Юзабилити для детей

26 ноября 2012
От «ИНТЕРНЕТ-ПЕРМЬ»: На этапе проектирования и разработки веб-проектов (особенно на этапе дизайна!) часто приходится дискутировать, а, случается, и спорить, с заказчиками по поводу решений для тех или иных страниц и сервисов на сайте. Мы стараемся следовать принципу функциональности: каждый элемент на странице должен быть функционально нагружен, а все такие «нагрузки» в сумме должны вести к выполнению основной задачи сайта (у каждого сайта она своя). Иногда заказчики настаивают на появлении нефункциональных, но красивых элементов («а давайте тут какой-нибудь узорчик добавим...»). Собственно, это и становится поводом для обсуждений. В предлагаемой заметке Алексей Рытов на очень простых, жизненных примерах объясняет, что такое юзабилити, почему функциональные элементы важнее оформительских.
\Алексей Рытов\

Нас окружает множество интерфейсов. И не только в компьютере и телефоне, но и в лифте, транспорте и даже под магнитиком, что прилеплен к холодильнику. Многие эти интерфейсы плохие, так уж повелось. Но на то мы и называемся UX-специалистами, чтобы улучшать мир вокруг себя. Начнем, естественно, с холодильника.

У нас с женой есть двое детей, 8 лет дочке и 3 года сыну. Оба они плохо кушают. Поэтому мы разработали «адресную федеральную программу» — за каждый быстро и полностью съеденный завтрак (обед или ужин) ребенок получает звездочку. 20 звездочек — приз. Для дочки — поход в кино, для младшего — пироженое и машинка в подарок.
Холодильник был выбран главным государственным порталом и подрядчик в лице моей жены разработал вот такой интерфейс:

usability-for-kids-1.jpg

Конечно, я покритиковал его за большое количество оформительской графики и избыточную когнитивную нагрузку на пользователя. Но проект нужно было стартовать, и мы запустились с этой версией.

Наблюдение за пользователями показало, что дочка хорошо понимает интерфейс. Будучи школьницей, она знает что такое дни недели и легко может посчитать, сколько же осталось до желанного приза.

Однако сын плохо воспринимал этот интерфейс. И это сказалось на результате — когда дочка уже пошла в обещанное кино, он набрал лишь чуть более половины звездочек. Потребовался срочный редизайн и за дело взялся профессионал.

Я удалил ненужную оформительскую графику, убрал дни недели (потому что не важно, когда заработана звездочка, важно сколько осталось до необходимых двадцати). Также я показал призы очень наглядно и предоставил сыну возможность самому рисовать (закрашевать) звездочки. Вот что получилось:

usability-for-kids-2.jpg

Результат не заставил себя ждать. Сын, даже не умея считать, знал, сколько осталось звездочек до получения наглядно показанных призов. Он с удовольствием закрашивал оставшиеся звездочки и быстро добрал недостающие очки.

Как ни странно, эффект сохраняется и после окончания проекта. Наш трех летний сын наконец-то есть только сам — он просто не дает нам его кормить, потому что где-то в его прошивке навсегда отпечаталось, что с ложечки кормят только лузеров.

А какой интерфейс в своей жизни улучшил ты на этой неделе?

Постоянный адрес публикации в сети Интернет: http://blog.ritov.ru/2012/11/blog-post_25.html